Главная > Об инновациях >Методология статистики НИОКР и инноваций > Формирование статистики НИОКР > Законодательные основы регулирования развития науки
В Казахстане за последние годы для развития науки приняты следующие документы: Законы Республики Казахстан «О науке» от 18 февраля 2011 года и «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» от 9 января 2012 года, Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы, а также ряд отраслевых программ, одной из составляющих которых является научно-технологическое обеспечение отраслей реального сектора национальной экономики. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О науке» субъектами научной и (или) научно-технической деятельности являются физические и юридические лица, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность. Субъектам научной и (или) научно-технической деятельности гарантируется и обеспечивается свобода творчества, защита от недобросовестной конкуренции, равное право на участие в научной и (или) научно-технической деятельности, в том числе участие в конкурсах научных, научно-технических проектов и программ, финансируемых из государственного бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан. Физическими лицами, осуществляющими научную и (или) научно-техническую деятельность, являются научные, инженерно-технические и иные работники, состоящие в трудовых отношениях с научными организациями, высшими учебными заведениями, осуществляющими научную и (или) научно-техническую деятельность, а также ученые, самостоятельно осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность. Физические лица имеют право участвовать в конкурсах научных, научно-технических проектов и программ, финансируемых из государственного бюджета, в соответствии с порядком грантового и программно-целевого финансирования научной и (или) научно-технической деятельности и условиями конкурса. Научной организацией является юридическое лицо, основным видом деятельности которого являются осуществление научной, научно-технической и инновационной деятельности, в том числе реализация права на объекты интеллектуальной собственности, а также проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Наряду с вышеперечисленными субъектами, к субъектам, осуществляющим научную деятельность относятся и высшие учебные заведения. Научные организации могут образовываться на предприятиях, независимо от формы собственности и вида деятельности. Основным видом деятельности, осуществляемым высшим учебным заведением, наряду с образовательной является: научная, научно-техническая и инновационная, в том числе реализация права на объекты интеллектуальной собственности, а также проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В Законе Республики Казахстан«О науке» определены 11 принципов государственного управления научной и (или) научно-технической деятельностью, основополагающим из которых является принцип приоритетности научной и (или) научно-технической деятельности в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики. В соответствии с международным Руководством Фраскати по статистике НИОКР предусматривается, что для целей статистики измеряются два входных показателя: затраты на НИОКР и персонал, участвующий в их выполнении. Показатели «объем средств потраченных за год» и «человеко/лет использованных за период» оцениваются, как правило, ежегодно. В Законе Республики Казахстан «О науке» заложены основы социальной поддержки научных кадров страны, что позволит обеспечить приток новых людей в науку. Особенности формирования статистических показателей по персоналу и их карьере нашли отражение в разделе «Основные подходы по разработке показателей статистики НИОКР» настоящей Методологии. Государство также принимает меры по увеличению финансирования науки из государственного бюджета. Кроме этого, в Республике Казахстан в последнее время все больше внимания уделяется стимулированию коммерциализации технологий, поощрению и созданию условий для участия субъектов частного предпринимательства в развитии науки. Так, например, этому уделялось много внимания в мае 2012 года на V Астанинском экономическом форуме, на Совете иностранных инвесторов. Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев призвал участников Совета иностранных инвесторов активнее участвовать в индустриализации страны, и не ограничиваться недропользованием. В соответствии с пунктом 12-1) статьи 76 Закона Республики Казахстан от 24 июня 2010 года «О недрах и недропользовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2013 года) недропользователи обязаны ежегодно осуществлять финансирование научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ, оказываемых казахстанскими производителями товаров, работ и услуг, в размере не менее одного процента от совокупного годового дохода по контрактной деятельности. Кроме того, Казахстаном принимаются меры по налоговому стимулированию предприятий к внедрению инноваций. С 2013 года налогооблагаемый доход предприятий уменьшился на 50% от суммы затрат предприятий в НИОКР при условии внедрения их результатов в производство. Вышеперечисленные меры должны позволить обеспечить к 2014 году 1%-ную долю затрат на науку в общем объеме валового внутреннего продукта (далее – ВВП) страны. Информация об объемах финансирования НИОКР недропользователями будет формироваться на основе административных данных МИНТ РК и данных общегосударственного статистического наблюдения по форме 1-наука. Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется из государственного бюджета, а также из иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан. Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности из государственного бюджета осуществляется в следующих пропорциях: фундаментальные исследования – 20%, прикладные исследования – 30%, опытно-конструкторские – 50%.
Предусмотрены три вида финансирования научных исследований: 1. базовое – финансирование для научных организаций через государственные задания; 2. грантовое – финансирование научных проектов, соответствующих национальным приоритетам страны; 3. программно-целевое – финансирование по стратегическим направлениям.
Финансирование субъектов научной и (или) научно-технической деятельности может осуществляться одновременно по различным формам финансирования в порядке и на условиях, которые установлены порядком базового, грантового и программно-целевого финансирования научной и (или) научно-технической деятельности. Договор на реализацию научных, научно-технических проектов или программ заключается субъектом научной и (или) научно-технической деятельности с уполномоченным органом в области науки или отраслевым уполномоченным органом на весь срок их реализации, но не более чем на три года. Для классификации затрат на науку из государственного бюджета необходимо использовать Единую бюджетную классификацию Республики Казахстан.
Источник: Методология по формированию показателей статистики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и инноваций, Астана, 2013. |