JP CashCraze - шаблон joomla Продвижение

Главная > Об инновациях >Методология статистики НИОКР и инноваций >  Формирование статистики НИОКР > Международная практика определения объемов валовых внутренних затрат на НИОКР

 

В последнее время в мире много уделяется вопросу относительно объема затрат страны на НИОКР.

Правительственные бюджетные ассигнования и расходы на НИОКР в мировой практике имеют аббревиатуру GBAORD. Это, по сути, означает идентификацию всех бюджетных статей, включающих НИОКР, и подсчет содержания в них финансов на НИОКР.

GBAORD охватывает не только финансируемые правительством НИОКР, выполненные в государственных учреждениях, но и финансируемые Правительством НИОКР в трех других национальных секторах (коммерческие предприятия, частный неприбыльный сектор, высшее образование), а также за рубежом (включая международные организации).

Возникает проблема относительно ассигнований НИОКР, выполненных государственными институтами, но финансируемых из других источников. В некоторых странах они могут быть включены в государственный бюджет, на основе того, что соответствующее агентство должно получить разрешение Правительства на трату данных ассигнований (валовый подход).  В других они исключаются (чистый подход).

GBAORD включает текущие и капитальные затраты.

Многолетние проекты, на которые выделяются бюджетные средства только в одном году или в нескольких, должны быть включены в GBOARD тех лет, в которых на них выделяются средства из бюджета, а не в годы выполнения. Многолетние программы, на которые получены разрешения на некотором этапе, но которые финансируются из бюджета на протяжении нескольких лет, следует отнести к тем годам, когда они финансируются из бюджета, а не к годам предоставления разрешения.

Средства, идущие за рубеж от государства в международные организации (ОЭСР) не включаются в НИОКР, включаются только те, которые идут в организации, занимающиеся НИОКР.

В международной практике также существует понятие GERD, означающее  валовые внутренние затраты на НИОКР.

GERD – это общие внутренние затраты на НИОКР, выполненные на национальной территории за отчетный период.

GERD включает затраты на НИОКР, выполненные внутри страны и финансируемые из других стран, но в них не входят затраты на НИОКР, выполненные в других странах. GERD – это сложенные вместе внутренние затраты четырех секторов, где выполняются НИОКР (бизнес-предприятия, государственный сектор, частный некоммерческий сектор, сектор высшего образования). Они часто отображаются как матрица выполняющих и финансирующих секторов.

GBAORD охватывает только НИОКР, финансируемые центральным Правительством (включая другие страны), в то время как GERD охватывает все источники фондов на национальной территории.

Валовые внутренние затраты на НИОКР (GERD)

 

Сектора   Источники финансирования
Бизнес-предприятия   Финансируемые коммерческим сектором
Правительство   Финансируемые государственным сектором
Государственные общие университетские фонды (GUF)   Финансируемые государственными общими университетскими фондами (GUF)
Высшее образование   Финансируемые сектором высшего образования
Частные некоммерческие организации   Финансируемые частным некоммерческим сектором
Другие страны (иностранные государства, иностранные предприятия)   Финансируемые другими странами

 

 

Наиболее точными при определении объемов GERD являются наблюдения за подразделениями (или единицами), выполняющими НИОКР (фирмы, институты, университеты и др.).

Центральное статистическое бюро Финляндии для определения объема затрат на НИОКР использует два подхода. Во-первых, используются данные Книги бюджетного предложения, которые могут быть изменены после уточнения бюджетного планирования. При этом, предварительные данные особо не отличаются от уточненных.

Однако, Книга бюджетного предложения не достаточна подробна, поэтому, во-вторых, дополнительно используются результаты статистических обследований, где отражаются затраты по 4 секторам деятельности предприятий: государственному сектору, сектору высшего профессионального образования, предпринимательскому сектору, некоммерческому сектору. В форме отчетности по статистике НИОКР Финляндии, в разделе 5 «Затраты по источникам финансирования» государственные органы заполняют информацию за отчетный год по средствам, направленным на НИОКР. Данный раздел заполняется TEKES(Финское Агентство по технологиям и инновациям, аналог АО «НАТР» в Республике Казахстан), Академией наук Финляндии, соответствующими министерствами Финляндии (министерствами образования и культуры, транспорта и коммуникаций, сельского хозяйства и леса, финансов и др.). Государственные органы предоставляют информацию, как по собственным средствам, так и по средствам, полученным из-за рубежа, от международных организаций.

Для определения объема расходов на НИОКР на следующий год в вышеуказанной форме в Финляндии предусмотрен вопрос о планируемых в следующем году расходов на НИОКР.  Эти данные являются информацией на следующий отчетный год о панели потенциальных респондентов, которые будут заполнять отчет в следующем отчетном году (при наличии положительного ответа на наличие планируемых расходов на НИОКР). Также эти данные являются прогнозными данными по расходам на НИОКР и публикуются статистическим офисом Финляндии в начале года.

 

Источник: Методология по формированию показателей статистики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и инноваций, Астана, 2013.

Назад