JP CashCraze - шаблон joomla Продвижение

Главная > Об инновациях >Методология статистики НИОКР и инноваций >  Формирование статистики НИОКР > Использование Единой бюджетной классификации Республики Казахстан для классификации затрат государства на НИОКР

 

На национальном уровне, для определения объема затрат по GBAORD и по GERD используются следующие источники информации:

  1. уточненные данные по финансированию из государственного бюджета на НИОКР – данные Министерства финансов Республики Казахстан (административный источник, GBAORD);
  2. данные по расходам на основе статистической формы общегосударственного статистического наблюдения наука «Отчет о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах» (индекс 1-наука, годовой периодичности, GERD) (далее – форма 1-наука);

Предварительные данные по финансированию из государственного бюджета на НИОКР не используется при подсчете затрат на НИОКР, т.к. финансирование НИОКР – это использование денег, а статистика НИОКР – это отражение затрат.

Основой классификации государственных затрат на науку является Единая бюджетная классификация Республики Казахстан, утвержденная приказом Министра финансов Республики Казахстан от 13 марта 2013 года №72 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 1 апреля 2013 года № 8398).

Единая бюджетная классификация включает в себя:

  1. классификацию поступлений бюджета;
  2. функциональную классификацию расходов бюджета;
  3. экономическую классификацию расходов бюджета.

Для Методологии будет рассмотрена только Функциональная классификация расходов бюджета, для определения направлений затрат на науку.

В соответствии со статьей 29 Бюджетного кодекса Республики Казахстан, функциональной классификацией расходов бюджета является группировка расходов бюджетов всех уровней, определяющая направления расходования бюджетных средств по функциональным и ведомственным признакам, отражающим выполнение функций государства, реализацию стратегических и программных документов Республики Казахстан, стратегических планов государственных органов.

Иерархия Функциональной классификации расходов бюджета состоит из следующих уровней: функциональные группы, функциональные подгруппы, администраторы бюджетных программ (подпрограммы).

В Функциональной классификации расходов бюджета предусмотрена функциональная подгруппа – код «4» - «Фундаментальные научные исследования». По данной подгруппе включено обеспечение базового финансирования субъектов научной и (или) научно-технической деятельности – код программы «131»:

Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан,

Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан,

Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан,

Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан,

Министерства образования и науки Республики Казахстан,

Министерства здравоохранения Республики Казахстан,

Министерства индустрии и новых технологий Республики
Казахстан,

Министерства охраны окружающей среды и водных ресурсов Республики Казахстан,

Министерства культуры и информации Республики Казахстан,

Национального космического агентства Республики Казахстан,

Агентства Республики Казахстан по атомной энергии,

Агентства Республики Казахстан по статистике.

 Кроме того, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О науке», по Министерству образования и науки Республики Казахстан предусмотрены расходы:

на государственные премии и стипендии (код программы «014»);

капитальные расходы государственных организаций в сфере обеспечения науки (код программы «015»);

научную и (или) научно-техническую деятельность (код программы «055»), включающая программно-целевое финансирование – код подпрограммы «100», грантовое финансирование научных исследований – код подпрограммы «101», проведение государственной научно-технической экспертизы – код подпрограммы «102»;

базовое финансирование субъектов научной и (или) научно-технической деятельности код программы «130».

Также предусмотрены расходы по:

Министерству экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан на проведение прикладных исследований в сфере экономики, торговли и государственного управления (код программы «102»);

Агентству Республики Казахстан по статистике – на прикладные научные исследования в области государственной статистики (код программы «004») и др.

При определении объема валовых внутренних затрат на НИОКР на национальном уровне необходимо исключить двойной учет средств государственного бюджета по расходам на науку при использовании источников информации по GBAORD и по GERD, так как  внутренние затраты на НИОКР по данным формы 1-наука отражают затраты по 4 секторам деятельности предприятий: государственному сектору, сектору высшего профессионального образования, предпринимательскому сектору, некоммерческому сектору.

В приложении приведен расчет объема расходов на НИОКР с использованием данных Министерства финансов Республики Казахстан и данных формы 1-наука и статистической формы общегосударственного статистического наблюдения «Отчет об инвестиционной деятельности» (индекс 1-инвест, годовой периодичности, далее – форма 1-инвест). Так как необходимые данные по расходам на НИОКР по предприятиям, независимо от вида деятельности и размерности предприятия, включены с отчета за 2013 году в форму 1-наука (из формы 1-инвест исключены дублирующие показатели), то формирование объема затрат на НИОКР в дальнейшем будет осуществляться по форме 1-наука и по данным административных источников. 

 

Источник: Методология по формированию показателей статистики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и инноваций, Астана, 2013.

 

Назад