Главная > Об инновациях >Методология статистики НИОКР и инноваций > Формирование статистики инноваций > Основные понятия по статистике инноваций
В настоящей Методологии используются следующие определения: 1) инновация - результат деятельности физических и (или) юридических лиц, получивший практическую реализацию в виде новых или усовершенствованных производств, технологий, товаров, работ и услуг, организационных решений технического, производственного, административного, коммерческого характера, а также иного общественно полезного результата с учетом обеспечения экологической безопасности в целях повышения экономической эффективности; 2) институты развития – юридические лица, созданные по решению Правительства Республики Казахстан в организационно-правовой форме акционерного общества для поддержки инновационной деятельности;3) затраты на инновации – фактические расходы в денежном выражении, связанные с осуществлением различных видов инновационной деятельности, выполняемой в масштабе предприятия; 4) инновационная деятельность - это вид деятельности, связанные с трансформацией идей в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке; в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности; новый подход к социальным услугам, который предполагает комплекс научно-технических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в совокупности приводят к инновациям; 5) инновационный грант – бюджетные средства, предоставляемые субъектам индустриально-инновационной деятельности на безвозмездной основе для реализации их индустриально-инновационных проектов в рамках приоритетных направлений предоставления инновационных грантов; 6) продуктовая инновация есть внедрение товара или услуги, являющихся новыми или значительно улучшенными по части их свойств или способов использования. Сюда включаются значительные усовершенствования в технических характеристиках, компонентах и материалах, во встроенном программном обеспечении, в степени дружественности по отношению к пользователю или в других функциональных характеристиках; 7) процессная инновацияесть внедрение нового или значительно улучшенного способа производства или доставки продукта. Сюда входят значительные изменения в технологии, производственном оборудовании и/или программном обеспечении; 8) маркетинговая инновацияесть внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта его складировании, продвижении на рынок или в назначении продажной цены; 9) организационная инновацияесть внедрение нового организационного метода в деловой практике фирмы, в организации рабочих мест или внешних связях; 10) объекты промышленной собственности – изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, селекционные достижения, топология интегральной микросхемы; 11) технологически усовершенствованный продукт - существующий продукт, для которого улучшаются качественные характеристики, повышается экономическая эффективность производства путем использования более высокоэффективных компонентов или материалов, частичного изменения одной или более технических подсистем (для комплексной продукции); 12) технологически новый продукт – продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новое, либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях, либо на сочетании существующих технологий в новом использовании, либо на использовании результатов исследований и разработок; 13) патент – документ, фиксирующий решение технической проблемы в письменной форме. Предоставляет патентовладельцу исключительные права на использование изобретения. Также является средством передачи данного технического решения другим лицам; 14) новая продукция – продукция, впервые изготовленная на предприятии, а также модернизированные изделия, получившие новую качественную характеристику и по своим технико-экономическим показателям отвечающие требованиям современного уровня развития техники или имеющие правовую защиту, т.е. подтвержденные наличием патентов (предпатентов) на изобретение, промышленный образец, полезную модель; 15) полезная модель – конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также составных частей; 16) промышленный образец – новое и обладающее существенными отличиями решение внешнего вида изделия, в котором достигается единство его технических и эстетических свойств; 17) использование передовой производственной технологии - внедрение и промышленная эксплуатация передовой производственной технологии; 18) создание технологии - разработка технической документации, рабочих чертежей, изготовление необходимого оборудования, испытание и приемку ее в установленном порядке.
Источник: Методология по формированию показателей статистики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и инноваций, Астана, 2013. |