JP CashCraze - шаблон joomla Продвижение

Главная > Об инновациях >Методология статистики НИОКР и инноваций > Формирование статистики инноваций > Международные подходы к определению инноваций

 

Инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях. Это общее определение охватывает широкий диапазон возможных инноваций. Типизацию инноваций можно сделать более подробной, введя понятия одного или нескольких типов, к примеру, продуктовых и процессных. Минимальным признаком инновации является требование, чтобы продукт, процесс, метод маркетинга или организации был новым для данной организации. Это включает в категорию инноваций продукты, процессы и методы, которые организаций создали первыми.

Характер инновационной деятельности сильно варьирует от организации к организациям. Некоторые организаций занимаются отчетливо выраженными инновационными проектами – такими, как разработка и внедрение некоего нового продукта, тогда как другие – преимущественно тем, что вносят все новые улучшения в свои продукцию, производственные процессы и операции. Оба типа организаций могут считаться инновационными, поскольку инновация может состоять из осуществления единичного существенного изменения или из ряда менее значительных улучшающих изменений, которые в совокупности образуют значительное изменение.

Руководство Осло «Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям» дает рекомендации по сбору и толкованию сведений об инновациях в целях применения их на практике. Одним из мотивов сбора сведений об инновациях является стремление к лучшему пониманию собственно инновационного процесса и его отношения к экономическому росту. Это требует как знаний об инновационной активности, непосредственно воздействующей на эффективность деятельности фирм, так и факторов, влияющих на способность фирмы внедрять инновации. Собираемые сведения по инновации и формируемые данные для публикации соответствует типовому вопроснику Европейского сообщества. На основе полученных данных предоставляется информация для международных организаций, в том числе для ЮНЕСКО. Другая задача Руководства Осло – формирование массива стандартных показателей для суждения о производительности на национальном уровне. То и другое вместе взятое обеспечивает информацией политический процесс и открывает возможность для международных сопоставлений. Существует потребность во введении новых показателей и желание сохранить уже существующие для временных сопоставлений. Руководство Осло построено так, чтобы уравновесить эти разнородные потребности.

Согласно Руководству Осло инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связей.

На протяжении заданного периода времени инновационная активность какой-либо фирмы может принимать одну из трех нижеследующих форм:

  1. успешная – с результатом в виде внедрения какой-то новой инновации (не обязательно успешной с коммерческой точки зрения);
  2. продолжающаяся – в виде развивающегося процесса, еще не приведшего к осуществлению инновации;
  3. прекращенная для осуществления инновации.

Инновационной фирмой является фирма, которая внедрила некую инновацию в течение периода наблюдения. Такие инновации не обязательно должны быть коммерчески успешными: многие инновации оказываются неудачными. Инновационные фирмы можно разделить на те, которые разрабатывали инновации главным образом своими силами или в сотрудничестве с другими фирмами или государственными (общественными) исследовательскими организациями, и те, инновационная деятельность которых состояла преимущественно в заимствовании инноваций (например, нового оборудования), разработанных другими фирмами.

Инновационные предприятия подразделяются по типам осуществленных инноваций: одни из них могли освоить новый продукт или процесс, другие – новый метод маркетинга, третьи – осуществить организационное изменение.

Отдачу от продуктовых инноваций можно измерить процентом от продажи новых или усовершенствованных продуктов. Аналогичные подходы можно использовать для измерения результативности других типов инноваций. Дополнительные сведения о результативности инноваций можно собрать, задавая вопросы качественного характера об их эффективности.

Минимальным признаком инновации является требование, чтобы продукт, процесс, метод маркетинга или организации был новым (или значительно улучшенным) для практики данной фирмы. Это включает в категорию инноваций продукты, процессы и методы, которые фирмы создали первыми и / или продукты, процессы и методы, заимствованные от других фирм или организаций.

По определению все инновации должны содержать какую-то долю новизны. Существует три концепции новизны в инновациях: новое для фирмы, новое для рынка и новое для всего мира.

«Новое для фирмы» – это минимальный уровень новизны. Некий продукт, процесс, метод маркетинга или организации уже могут использоваться на других фирмах, но если это есть нечто новое для данной фирмы (или нечто существенно улучшенное в случае продуктов или производственных процессов), то для нее такое изменение рассматривается как инновация.

Понятия «новое для рынка» и «новое для всего мира» определяют, была ли некая инновация уже внедрена на других фирмах или внедрившая ее фирма оказалась первой на рынке либо в своей отрасли, либо даже во всем мире. Фирмы, первыми разрабатывающие различные инновации, можно считать двигателями всего инновационного процесса. В них возникают многочисленные новые идеи и знания, но экономическое воздействие инноваций будет зависеть от того, переймут ли их другие фирмы. Сведения о степени новизны позволяют различать тех, кто создает инновации, и тех, кто их подхватывает, изучать процессы диффузии и отождествлять лидеров рынков и их последователей.

Согласно Руководству Осло инновационной деятельностью являются все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, реально приводящие к осуществлению инноваций или задуманные с этой целью. Некоторые виды инновационной деятельности являются инновационными сами по себе, другие не обладают этим свойством, но тоже необходимы для осуществления инноваций. Инновационная деятельность также включает исследования и разработки, не связанные напрямую с подготовкой какой-либо конкретной инновации.

Общим признаком инновации является то, чтобы она должна быть внедрена. Новый или усовершенствованный продукт является внедренным, когда он вынесен на рынок. Новые производственные процессы, методы маркетинга или организационные методы являются внедренными, когда они реально стали использоваться в деятельности фирмы.

Методологической основой разработки и совершенствования статистики инноваций служит система статистических показателей инновационного потенциала, формируемая на основе систематизированных результатов анализа зарубежного  и отечественного опыта исследования инноваций.

На национальном уровне целью наблюдения является сбор и анализ показателей, характеризующих инновационную деятельность предприятий. Обследование и изучение показателей статистики инноваций осуществляется на основе выборочного (по итогам года) статистического наблюдения, проводимого на всей территории Республики Казахстан (статистическая форма общегосударственного статистического наблюдения «Отчет об инновационной деятельности» (индекс 1-инновация, годовой периодичности, далее – форма 1-инновация).

Для обеспечения сопоставимости при проведении инновационного обследования продолжительность периода наблюдения составляет три года.

Исключение составляют вопросы о нескольких качественных показателях, которые трудно получать и которые поэтому приходится относить к самому последнему году периода наблюдений - референтному году.

В обследовании инновационной деятельности предприятий усилен акцент на исследование совместного сотрудничества предприятий в инновационной сфере (в частности, по разработке проектов исследований), в конечном итоге направленного на повышение качественного уровня инноваций и достижение конкурентоспособных результатов. Это обусловлено важной ролью взаимного обмена потоками знаний между организациями в процессе разработки и реализации инноваций, необходимостью выявления новых механизмов взаимодействия в процессе распространения и использования знаний.

Инновационная деятельность предприятий зависит от разнообразия и структуры его связей с источниками информации, знаний, технологии, опыта, человеческих и финансовых ресурсов. В обследовании инновационной деятельности предприятий рассматриваются различные варианты взаимосвязей с партнерами по выполнению совместных проектов исследований и разработок: предприятия в составе группы(объединения, товарищества,  общества), в которую входят предприятия, потребители продукции (работ, услуг), поставщики оборудования, материалов, комплектующих,программных средств; консалтинговые, информационные фирмы, научные организации, университеты или другие высшие учебные заведения; институты развития (АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Фонд предпринимательства «Даму» и другие). Таким образом, эффективность инновационного развития экономики зависит не только от того, насколько эффективна деятельность самостоятельных экономических структур (научных организаций, ученых, вузов и других) в отдельности, но и от эффективности взаимосвязей между ними в процессе инновационной деятельности.

 

Источник: Методология по формированию показателей статистики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и инноваций, Астана, 2013.

 

 

Назад