JP CashCraze - шаблон joomla Продвижение

Главная > Об инновациях >Методология статистики НИОКР и инноваций > Формирование статистики инноваций > Типы инноваций

 

Продуктовая инновация подразделяется на товарную инновацию и инновацию услуг.

В продуктовую инновацию включаются значительные усовершенствования в технических характеристиках, компонентах и материалах, во встроенном программном обеспечении и других функциональных характеристиках. В продуктовых инновациях могут использоваться новые знания или технологии, либо они могут основываться на новых приемах использования или новых комбинациях уже существовавших знаний или технологий. Новыми продуктами считаются товары и услуги, значительно отличающиеся по своим характеристикам или предназначению от продуктов, производившихся предприятием ранее. Продуктовой инновацией считаются разработка нового способа использования некоего продукта, подвергшегося лишь незначительным изменениям технических характеристик, а также значительные улучшения уже существующих продуктов могут осуществляться за счет изменений в материалах, компонентах и прочих характеристиках изделий, улучшающих их свойства; в сфере услуг – значительные усовершенствования в способах их предоставления (например, эффективности и быстроты), дополнение уже существующих услуг новыми функциями или характеристиками либо внедрение совершенно новых услуг. Из продуктовых инноваций исключаются: небольшие изменения; рутинные модернизации; регулярные сезонные изменения; следствия приспособления к запросам отдельного клиента, не влекущие за собой существенных отличий от  продукции, произведенной для других клиентов; простая перепродажа новых товаров или услуг, приобретенных от других предприятий. Дизайн является неотъемлемой частью разработки и реализации продуктовых инноваций. Тем не менее изменения в дизайне, не влекущие значительного изменения в функциональных характеристиках продукта или способах его предполагаемого использования, не считаются продуктовыми инновациями. Они могут являться маркетинговыми инновациями.

Процессные инновации включают новые или значительно улучшенные методы создания и предоставления услуг. Сюда могут относиться значительные изменения в оборудовании и программном обеспечении, используемых предприятиями, ориентированными на предоставление услуг, или в процедурах и технологиях доставки услуги потребителю. Процессные инновации охватывают новые или значительно улучшенные технические приемы, оборудование и программное обеспечение, используемые во вспомогательных видах деятельности, таких как снабжение, бухгалтерский учет, текущий ремонт и профилактика. Внедрение новой или значительно усовершенствованной информационно-коммуникационной технологии является процессной инновацией, если оно нацелено на повышение эффективности и (или) качества вспомогательной деятельности предприятия. Из процессных инноваций исключаются: мелкие  изменения или улучшения; некоторое увеличение возможностей производства или обслуживания за счет добавления к системе производства или логистики чего-либо очень сходного с тем, что уже используется.

Важнейшую роль в повышении качества и эффективности работы предприятий  играют организационные инновации, а именно расширение информационного обмена, улучшение способности к обучению и использованию новых знаний и технологий. Организационные инновации в большей степени специфичны по отношению к той системе, в которой они созданы, – сложной социальной системе с множеством участников и взаимоотношений. Кроме того, инновации в менеджменте сложнее, нежели технологические, поддаются обоснованию до своего внедрения и оценке после него. Отличительной особенностью организационной инновации от прочих организационных изменений на предприятии является внедрение какого-либо организационного метода (в деловую практику, в организацию рабочих мест или во внешние связи), не использовавшегося предприятием ранее и являющегося результатом реализации стратегических решений руководства.

Наиболее распространенные организационные инновации, реализуемые на предприятиях реального сектора экономики, объединены в следующие группы:

  1. новые методы организации работы по ведению бизнеса (управление цепочкой работ, реструктуризация метода ведения бизнеса, управление накопленными знаниями, управление качеством работ и т.д.);
  2. новые методы по организации распределения обязанностей и принятию решений (т.е. когда впервые используется новая система распределения обязанностей, работа в команде, децентрализация работ и т.д.);
  3. новые методы организации взаимоотношений с другими организациями или государственными органами (т.е. когда впервые ведется работа в альянсе, партнерстве и т.д.);
  4. прочие организационные инновации.

Изменения в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях, основанные на организационных методах, уже использующихся фирмой, не являются организационными инновациями. Точно также формулирование управленческих стратегий само по себе не является инновацией. Однако организационные изменения, воплотившие новую управленческую стратегию, являются инновацией, если они представляют собою первое для данной фирмы использование нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях. К примеру, обнародование письменных стратегических установок, направленных на повышение эффективности использования запаса знаний, накопленного на фирме, само по себе не является инновацией. Инновация возникнет, если эта стратегия реализуется в виде использования нового программного обеспечения и новых способов документирования информации для облегчения и поощрения обмена знаниями между различными подразделениями фирмы.

Маркетинговые инновации нацелены на лучшее удовлетворение нужд потребителя, открытие новых рынков или завоевание новых позиций для продукции фирмы на ее рынке с целью увеличения объема продаж. Отличительной чертой маркетинговой инновации по сравнению с другими изменениями в маркетинговом инструментарии является внедрение некоего метода маркетинга, который не использовался данной фирмой ранее. К  основным видам маркетинговых инноваций относятся:

  1. значительные изменения дизайна или упаковки товара, услуги (за исключением изменений связанных с изменением функциональных характеристик продукта);
  2. новые методы и способы продвижения товара (использование впервые рекламы в прессе и средствах массовой информации, использование нового логотипа, бренда и т.д.);
  3. новые методы размещения товара или новые каналы сбыта (использование прямых продаж, эксклюзивных продаж, новая концепция в презентации товара и т.д.);
  4. новая ценовая политика (использование впервые метода регулирования цены товара или услуги в соответствии со спросом на них и т.д.);
  5. прочие маркетинговые инновации.

Из маркетинговых инноваций исключаются: изменения в дизайне продукта или в его упаковке, размещении, продвижении или приемах назначения цены, основанные на методах, ранее уже использовавшихся на данном предприятии; сезонные, регулярные и прочие рутинные изменения маркетинговых инструментов; использование уже применявшихся методов маркетинга для освоения нового рынка в географическом смысле или нового сегмента рынка (например, новой социально-демографической группы клиентов).

Инновационная деятельность классифицируется по следующим видам:

Исследования и экспериментальные разработки (ИР)

Внутренние (“домашние”) ИР: творческая деятельность, выполняемая на систематической основе в стенах предприятия, с целью преумножения массива знаний и использования этого массива для изыскания новых применений знаний. Сюда входят все ИР, выполняемые на предприятии, включая фундаментальные исследования.

Приобретение внешних ИР: деятельность, аналогичная внутренним ИР, с той разницей, что ее результаты приобретаются у государственных или частных исследовательских организаций или у других предприятий (включая предприятия в составе одной и той же промышленной группы).

Деятельность по созданию продуктовых и процессных инноваций

Приобретение внешних знаний: приобретение прав на использование патентов и беспатентных изобретений, торговых марок, ноу-хау и других форм знаний, не относящихся к сфере ИР, у других предприятий и организаций, таких как университеты и государственные исследовательские институты.

Приобретение машин, оборудования и других капитальных товаров:

приобретение новейших машин, оборудования, вычислительной техники и программного обеспечения, а также земельных участков и зданий (включая действия по их значительному улучшению, перестройкам и ремонту), необ­ходимых для осуществления продуктовых или процессных инноваций. При­обретение капитальных товаров для внутренних ИР сюда не включается. Прочие виды подготовки продуктовых и процессных инноваций: всевозможные прочие действия, связанные с разработкой и осуществлением продуктовых и процессных инноваций - такие, как проектирование, планирование производства и испытания новых продуктов (товаров, услуг), производственных процессов и методов доставки, ранее невключенные в рубрику ИР.

Маркетинговая подготовка продуктовых инноваций: деятельность, имеющая целью вывод на рынок новых или значительно улучшенных товаров или услуг.

Подготовка кадров: подготовка кадров (включая подготовку вне стен предприятия), связанная с разработкой продуктовых или процессных ин­новаций и их внедрением.

 

Источник: Методология по формированию показателей статистики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и инноваций, Астана, 2013.

 

Назад