Главная > Об инновациях >Методология статистики НИОКР и инноваций > Формирование статистики инноваций > Методы проведения обследований по статистике инноваций при взаимодействии с респондентами
Для проведения обследований можно использовать различные методы, включая почтовые опросы и личное интервьюирование. Чтобы увеличить число ответов возможно установление контактов до начала обследования: проведение обучающих семинаров с респондентами; рассылка результатов предыдущих обследований по статистике инноваций; создание для респондента возможности сдачи отчета в on-line режиме. Многих проблем можно избежать, собирая сведения посредством персональных интервью использованием техники CATI (компьютеризированные телефонные интервью) или CAPI (компьютеризированные личные интервью). Интервьюер может при этом подсказать респонденту, как правильно заполнить ответы на вопросы обследования. Ожидаемое качество результатов, получаемых с использованием техники CAPI, в целом выше, а количество оставшихся без ответа вопросов – меньше. Недостатком техники CATI является проблематичность получения количественных данных об инновационной активности. Для подготовки таких данных обычно требуется какое-то время, так что в ходе одного телефонного разговора респондент может и не суметь ответить на все вопросы. К тому же в больших фирмах заполнение опросных листов совместно осуществляют различных служб и подразделений, соответственно, для заполнения одного опросного листа может потребоваться не один, а несколько телефонных звонков. Выбор наиболее «удобного» респондента в каждой из обследуемых единиц особенно важен для инновационных обследований. Задаваемые в их ходе вопросы очень специальны, и отвечать на них способны только немногие из сотрудников. К тому же часто это не те, кто готовит статистическую отчетность других видов. В небольших фирмах хорошими респондентами нередко бывают исполнительные директора. В более крупных часто приходится привлекать сразу нескольких человек, но всегда кто-то один должен отвечать за согласованность ответов. Настоятельно рекомендуется территориальным органам статистики еще до начала сбора данных прилагать специальные усилия для поиска и поименного назначения респондентов.
Источник: Методология по формированию показателей статистики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и инноваций, Астана, 2013. |